Olympus E-M5 Mark II. Больше чем кажется.
Технологии меняют окружающую нас реальность иногда резко, но, чаще мягко и незаметно. Буквально несколько лет назад CD-ROM был в каждом компьютере, и казалось что позиции этого носителя информации останутся неизменными еще очень долго. Сегодня же мы готовы отказаться не только от него, но и от USB флешек, благодаря быстрому интернету и облачным сервисам делающих доступ к данным простым и удобным как никогда. Примерно та же ситуация происходит и в мире фототехники который еще недавно насмехался над первыми телефонами со встроенной камерой, не воспринимая их хоть сколько-нибудь серьезно. За последние же 10 лет смартфонная камера научилась делать настолько крутые снимки, что это привело к фактической гибели целого сегмента карманных компактов, которые просто перестали покупать, а фототехника переместилась в более профессиональную нишу камер с крупными матрицами и сменной оптикой. По большей части это зеркальные камеры, для профессионалов, корреспондентов и продвинутых фотографов, использующих их как инструмент для заработка на жизнь. Огромная же армия фотолюбителей, при этом, совсем не иссякла, а продолжает черпать вдохновение чащевсего в сегменте системных камер, так называемых беззеркалок, за счет их универсальности и компактности. Например, в 2014 году во всем Мире за квартал продавалось около 15 миллионов фотокамер со сменной оптикой, из которых больше четверти — 4 миллиона 200 тысяч штук были именно «беззеркалки», и доля их год за годом продолжает рости. Есть даже компании, которые полностью отказались от выпуска больших зеркальных камер, сделав ставку на системные компактные камеры, например, Olympus, об одной из новинок которой мы сегодня и поговорим. Аппарат называется OM-D E-M5 Mark II, и, как несложно догадаться, является обновленной версией E-M5- камеры, занимавшей среднее положение в модельном ряду Olympus. Прежде чем мы начнем знакомиться с возможностями новинки, отмечу, что тестирование видео тракта камеры проводилось за счет того, что обзор для youtube, размещенный ниже, мы снимали на второй E-M5 Mark 2. Максимальные настройки качества записи включают FullHD съемку с частотой 60 кадров в секунду и довольно высоким битрейтом. На счет отсутствия поддержки записи в 4K, я солидарен с позицией Olympus, что опция эта пока очень мало востребованная, и даже не смотря на то, что такое видео можно загрузить на Youtube, смотреть без тормозов его почти не возможно, а FullHD 60 кадров в секунду выглядят на экране компьютера «гораздо вкуснее». Причем и звук мы пишем тоже на нее, поскольку на самой камере, помимо 2 стерео микрофонов под заглушкой имеется отдельный микрофонный вход. Проблема лишь в контроле звукового канала, поскольку выход на наушники, на корпусе, как и практически во всех подобных камерах отсутствует, но, у Olympus есть решение и на этот случай, — опциональная батарейная ручка HLD-8, к которой подключены контрольные наушники. Так что судить о картинке рекомендую на максимально возможных для вас настройках во время просмотра, а мы переходим непосредственного к камере. Как я уже отмечал, новинка пришла на смену OM-D E-M5, выпущенному Olympus в начале 2012 года. Согласно внутренней классификации она заняла место под флагманской E-M1 и над любительской E-M10, с которой мне удалось познакомиться год назад в весьма экстремальных условиях. Спустя ровно 3 года средняя модель обновляется до версии E-M5 Mark II, и по своим характеристикам начинает «дышать в затылок» флагману E-M1, а в чем то его даже и превосходит, но об этом чуть дальше. Сначала рассмотрим аппарат повнимательнее. Для тех кто не близко знаком с модельным рядом Olympus найти 10 отличий с тем что было и стало будет не так уж и просто. Как и все беззеркальные камеры этого производителя из последней линейки, она выполнена в ярко выраженном ретро стиле, что придает внешности устройства изрядную долю шарма. Основной материал корпуса — магниевый сплав, причем именно в светлом, двух цветном варианте, как у меня, смотрится он особенно круто, тогда как полностью черный корпус такого эффекта лишен. Второй материал текстурой и ощущениями больше всего напоминает кожу, но таковой не является. В первой модели на этих местах были резиновые вставки, и выглядело это менее презентабельно, при том что, что как и раньше, поверхность совсем не скользит. Также обращает на себя внимание россыпь аналоговых органов управления- переключателей и колесиков. Я насчитал 17 различных элементов, большинство из которых может настраиваться так как удобно пользователю во время съемки. И еще я отметил бы, что при общей компактности всей системы и весе 496 граммов кнопки и переключатели выполнены достаточно крупными и имеют четкий ход, что исключает случайные нажатия, и позволяет уверенно пользоваться камерой даже людям с большими руками. Главное же резюме по корпусу камеры — держа ее в руках чувствуешь хорошо сделанную вещь, из качественных материалов и с большим вниманием к мелочам. Ощущение это не передать на словах или в картинке, только тактильно, взяв камеру в руки, и мне это нравится. Разве что выступ для хвата правой рукой я сделал бы чуть побольше. На лицевой стороне расположен байонет с клавишей, позволяющей сменить установленный объектив, кнопка предпросмотра глубины резкости, лампа подсветки автофокуса и разъем внешней вспышки, прикрытый заглушкой. Сверху плотнее всего. Селектор режимов с выключателем и горячий башмак, со стереомикрофоном по бокам. Далее два селекторных диска, с изменяемым набором функций и клавишей спуска затвора, три черные функциональные клавиши, задачи которых по умолчанию — HDR, активация видоискателя и регулировка кривой «свет/тень», но, по желанию пользователя, их тоже можно переназначить. Тут же отдельно, с самого края расположена кнопка видео записи, которую можно быстро нажать вслепую. И еще одна деталь- в видео обзоре я говорю о том, что вспышка в комплекте отсутствует, но это не так. После уточнения, оказалось, что съемная вспышка модели FL-LM 3 идет в комплекте с камерой. Справа, кроме кроме отсека для карты памяти нет ничего интересного, а слева все интерфейсы закрыты плотной резиновой заглушкой, поскольку и камера штатные объективы имеют защиту от воды, пыли и грязи. Плюс к этому вторая серия, в отличии от предшественницы, получила защиту от мороза, как и флагманская E-M1, и производитель гарантирует бесперебойную работу устройства при температуре до -10 градусов цельсия. Большую часть задней панели занимает поворотный экран на боковом шарнире, благодаря которому открывается максимальная степень свободы, и возможность съемки под любым удобным углом. Экран этот сенсорный, имеет диагональ 3 дюйма и построен на TFT матрице, содержащей 1 040 000 пикселей. Кроме него на задней панели расположены пятипозиционный навигационный джойстик, кнопки перехода в меню, info, воспроизведения и удаления снимков, а также рычажок переключения режимов для гибкой настройки. Сверху разместился электронный видоискатель с колесиком подстройки диоптрий. Его разрешение, по сравнению с прошлой моделью возросло более чем в два раза- до 2 360 000 пикселей и теперь его характеристики точно такие же как у флагмана. Впрочем, не смотря на обилие и кажущуюся избыточность органов управления, их здесь меньше, чем у той же E-M1, к примеру нет дополнительной кнопки регулировки баланса белого на фронтальной панели. Самый важный элемент любой камеры- CMOS матрица у новинки осталась без изменений. Это все та же система формата 4:3 и физическим размером сенсора 17,3 х 13 мм. Число эффективных пикселей 16,1 млн. Главная же «фишка» как прошлой модели, так и старшей в линейке OM-D E-M1— продвинутая стабилизация матрицы по 5 осям здесь стала еще эффективнее. Работает она по принципу перемещения матрицы не только в трех измерениях, но и стабилизирует вращательные движения матрицы, когда оптическая ось перемещается вверх-вниз, а также по ходу часовой стрелки и обратно. На видео у нас есть демонстрация работы этой системы. Производитель заявляет, что это самый эффективный оптический стабилизатор изображения в мире, и судя по нашим тестам и личным впечатлениям, это похоже на правду. Обычно, оптические стабилизаторы дают фотографу до 3 дополнительных ступеней экспозиции, тогда как это стабилизатор увеличивает такое значение до 5! Это позволяет снимать с рук с длинной выдержкой тогда, когда другая камера без штатива обойтись уже точно бы не смогла, причем работает это и на фото и на видео, как в нашем случае. Еще одна классная «фишка», которой может похвастаться только новый E-M5 Mark II — возможность получать настоящие 40 -мегапиксельные снимки с помощью той 16-ти мегапиксельной матрицы, которую камера имеет в своем распоряжении. Причем результат вовсе не банальная интерполяция соседних пикселей, как можно было бы подумать, а специально запатентованная технология, основанная на сдвиге матрицы, которая вместо для одного снимка делает 8 со сдвигом всего в пол пикселя. Вот фрагмент снимков сделанных в одних и тех же условиях с обычным разрешением , и разрешением SuperHD (как это называет Olympus) Сами же снимки можно загрузить по ссылкам выше, и учтите, что условия съемки были далеко не идеальными, а штатив не использовался. Получился двойной тест- и высокого разрешения и эффективности стабилизатора… Новый процессор TruePic VII обрабатывает полученный результат «на лету» и формирует итоговый 40-ка мегапиксельный снимок, но снимать в таком режиме лучше все-таки со штатива, и чтобы объекты в кадре не двигались. Вот что получается, если это не учитывать: оригинал снимка В обычном же режиме матрица отрабатывает один раз и если выдержка небольшая, все получается отлично. Вот еще примеры в разных режимах: На улице, против солнца оригинал снимка Портрет в помещении, против света: оригинал снимка В полумраке оригинал снимка Также в новинке существенно доработан контрастный автофокус, который получил возможность настраиваться не по 35 а по 81 зоне, с возможностью скоростного слежения за объектом. Правда фазовых датчиков автофокуса камера не получила и они остаются прерогативой флагманской E-M1. Хотя, во многом, новый mark II превосходит «старшего брата». Здесь удобное управление, возможность снимать с выдержкой до 1/8000 сек с механическим затвором, а если переключиться на электронный затвор, значение этого параметра достигает 1/16000 секунды!!! Также не стоит забывать пыле, влаго морозу защиту которую можно получить в относительно компактном и легком корпусе. Вообще, камера может больше, чем кажется на первый взгляд, и все ее возможности и фишки будут радовать продвинутого любителя еще очень долго. Вот если бы не цена, которая стартует с отметки в 70000 рублей за «китовую» версию, было бы вообще круто. Но здесь претензии уже даже не к Olympus, а к курсу национальной валюты, который, увы, вносит свои коррективы… Полная видео версия обзора: