СтатьиНовостиОбзоры » МОБИЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Вы находитесь здесь: Главная > Мобильные новости > СтатьиНовостиОбзоры

СтатьиНовостиОбзоры

Почти сразу после этого, правда, в жизни изобретателя начался полумифический период, густо окутанный и ныне различными домыслами и байками о фантастически успешных, но почему-то замалчиваемых разработках гения. Вот только достоверных документов и образцов, подтверждающих подобные слухи, у историков науки не имеется. Но зато в достатке наличиствуют другие, абсолютно надежные сведения и факты из той эпохи, по сути, никаким боком с Теслой не связанные. Ведь это были первые десятилетия «Века Электричества»: массовое внедрение электромоторов в промышленности, электромобили и подземное метро в крупнейших городах, появление электрического освещения не только на улицах, но и в домах. Причем в равной степени поражали не только скорость освоения новаций, но и темпы прогресса уже внедренных технологий. Историю массового производства электрических лампочек обычно принято отсчитывать с 1880 г., когда Эдисон усовершенствовал свою наиболее удачную конструкцию до 1200 ч стабильной работы. К 1900 г. уже вполне стандартным было время работы примерно 2000 ч, а кроме того, особым спросом у покупателей пользовались чудо-лампочки компании Shelby Electric, разработанные Адольфом Шайе и обладавшие сроком жизни как минимум на 30% большим, чем у всех прочих конкурентов. В начале 1900-х г. электромоторы в автомобилях не только гораздо увереннее, чем бензиновые, заменяли устаревшие паровые двигатели, но и ставили разного рода важные психологические рекорды. Так, в Европе именно электромобиль первым преодолел рубеж скорости в 100 км/ч. А спустя некоторое время, уже в США в 1912 г., электроавтомобиль фирмы Borland-Grannis на одном заряде батареи проехал от Чикаго до Милуоки расстояние 167 км (причем половину пути по сельскому бездорожью), а после перезарядки аккумулятора успешно вернулся обратно на следующий день. В 1908 г., когда Генри Форд затеял массовое конвейерное производство своих знаменитых Ford T, двигатель машин поначалу был бензиновый. Но тесные контакты с Эдисоном и очевидный прогресс аккумуляторных батарей стали склонять Форда к переходу на более прогрессивный мотор. И в январе 1914 г. он поведал прессе, что уже вовсю идет работа над электрической версией «Форда Т», а до конца года планируется начать массовый выпуск электромобилей со стартовой ценой около 500 долл. Вскоре после этого вокруг гранд-проекта стали происходить какие-то странные события. Например, пожар в эдисоновых лабораториях, ссоры между Фордом и Эдисоном по поводу поставки «не тех» аккумуляторов, да и другие возникали проблемы. Не говоря уже о разразившейся летом 1914 г. Первой мировой войне, надолго развернувшей индустрию в сторону решения других задач. А после окончания большой войны все как бы само сложилось так, что чистые и бесшумные электромобили вдруг оказались неактуальной технологией. А вот бензиновые моторы, напротив, стали тотально доминирующим двигателем в автотранспорте. Почему это произошло, доводы приводятся разные, однако для тех, кто знает контекст, почти все они кажутся не очень убедительными. Но имеется, впрочем, одно интересное объяснение, которое обычно упоминать не принято. А потому имеет смысл рассмотреть его повнимательнее. Чтобы понять причину больших перемен, предлагается аккуратно наложить нашу историю на хронологию развития нефтяной индустрии. И станет отчетливо видно, что эта бурно расцветавшая промышленность в конце XIX века столкнулась с угрозой мощнейшего кризиса. Керосин, как самый главный продукт индустрии, стал стремительно терять позиции на рынке из-за массового перехода потребителей на более дешевое электрическое освещение. Но в то же самое время для бензина, прежде считавшегося почти бесполезным побочным продуктом перегонки, который жгли в ямах или сливали в водоемы, обозначилось весьма перспективное применение — из-за прогресса в карбюраторах для двигателей внутреннего сгорания. А поскольку в нефтяной промышленности уже, как нигде, были развиты могущественные тресты и картели, безжалостно давившие конкурентов, те же самые методы пошли в ход и для вытеснения электромобилей из автоиндустрии… Что же касается индустрии электричества, то и там в послевоенные годы четко проявилась аналогичная тенденция — к достижению максимальных прибылей любой ценой. Самый яркий тому пример — знаменитый картель «Фобос», организованный в 1924 г. главными в Европе и Америке производителями электрических ламп освещения. Стандартная бытовая электролампа того времени имела срок работы от 1500 до 2500 ч. А участники картеля тайно договорились сократить стандартное время работы до 1000 ч — и строго наказывать санкциями любую фабрику, которая не будет «модифицировать» свою продукцию должным образом… Принято считать, что действия картеля «Фобос» затормозили развитие инноваций в отрасли как минимум лет на двадцать. Но если присмотреться и протестировать (как это делают общества защиты прав потребителей) все современные лампы освещения, вплоть до новейших LED, то выясняется, что манипуляции с искусственным сокращением срока службы устройств повсеместно встречаются и ныне. Причем далеко не только в области светильников… Что же касается истории, то к середине 1930-х г. передел зон влияния в индустрии практически завершился: освещение — на электроэнергии, автомобили — на двигателях внутреннего сгорания. О легендарном же «гении электричества» по имени Никола Тесла и о его фантастических проектах начала века — типа «беспроводной энергии для всех» — уже практически не вспоминали. Тесла, однако, все еще был жив, вел уединенную жизнь «чокнутого ученого», да еще порою всплывал в прессе как герой очень странных историй. Вроде того, что в узком кругу якобы демонстрировал свое очередное суперизобретение — электромобиль, который неделями ездит без подзарядки. И вообще, похоже, работает без аккумулятора — на основе генератора, черпающего энергию «из космоса». Никаких патентов, правда, или тем более образцов устройства реально никто не видел, так что ныне есть все основания относить эти истории к известному жанру розыгрышей или «городских мифов». А для финала, как наглядное напоминание об эпохе «электрической невинности», которую человечество потеряло в начале XX века, можно привести пару таких примеров. В одной из пожарных частей штата Калифорния, США, под потолком висит и светит знаменитая на весь мир электрическая лампочка — из тех самых легендарных ламп Shelby, что были разработаны в конце XIX века. Знаменита же она тем, что нить накала в колбе этой лампы практически без перерыва горит с 1901 г., т.е. вот уже второй век. Авторитетные ученые и инженеры уверены, что этого просто не может быть. Однако лампа упорно продолжает светить, хотя и далеко не так ярко, как прежде. Другой пример в ту же тему — знаменитый «Оксфордский электрический звонок», который стоит в Кларендонской лаборатории местного университета и тихо звонит, не переставая, вот уже 175 лет, с 1840 г. Все это время устройство работает без подзаряда, на одной и той же батарее, изготовленной изобретателем по имени Джузеппе Замбони, и, по подсчетам ученых, сделало уже порядка 10 млрд ударов в звонок. Почему эта штука до сих пор не сдохла, ученые, ясное дело, и понятия не имеют. Самое же неприятное, что для науки и промышленности — по большому счету — было бы гораздо лучше и спокойнее, если бы подобных «аномалий» в истории техники не фигурировало в принципе. Ведь вся наша индустрия, как известно, целенаправленно развивалась таким образом, чтобы ей абсолютно не требовались технологии, которые не просто работают, а исправно работают веками. Реализацией практически такой идеи, собственно, мы и занимались усердно все прошедшее столетие — в перерывах между войнами, большими и маленькими…

Ссылка на источник

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.