Колонка Тимофея Бахвалова: Шанхай
В начале марта Центральный банк Китая снял последние преграды для малого и среднего бизнеса, разрешив в FTZ прямые иностранные инвестиции. Отменено обязательное требование о разъяснении целей, на которые поступают средства из-за рубежа. Теперь общение идет не с финансовым регулятором, а напрямую с банками. Одновременно с этим ЦБ КНР снял ограничения по процентным ставкам на депозиты в иностранной валюте до 3 млн долл. (или эквивалент в другой валюте) от компаний и частных лиц, работающих в FTZ более года. До этого процентные ставки не могли превышать 1,5%, а в действительности составляли от 0,75 до 1,25%. С марта банки свободны самостоятельно устанавливать проценты в пределах общих значений для обычных депозитов (которые также регулируются ЦБ). Обсуждение и принятие новых правил заняло меньше двух месяцев. При этом стоит учитывать то, что февраль был нерабочим. Пять крупнейших компаний и платежных систем Китая получили лицензии на прямые зарубежные расчеты в юанях. В то же время на внутреннем рынке онлайновых финансов грядут времена ужесточения контроля. Объем средств, привлеченных IT-гигантом Alibaba посредством своих финансовых сервисов Yu’E Bao, на середину марта превысил 550 млрд юаней. Электронными депозитами с фиксированной (и значительно более высокой, чем у традиционных офлайновых финансовых организаций) доходностью пользуются уже больше 47 млн китайцев, которые ежемесячно доверяют Alibaba около 180 млрд юаней. Глядя на весь этот энтузиазм, руководство ЦБ КНР намерено ввести контроль онлайновых финансовых услуг уже через два-три месяца. Сделано это будет отдельно от массива нового законодательства по регулированию Интернета, на разработку и принятие которого отведено два года. Еще больше подвижек в 2014 г. ожидается в Китае в отношении НДС. За прошлый год 2,7 млн налогоплательщиков Поднебесной, работающих в сфере транспорта и современных технологий, получили налоговые послабления на сумму свыше 140 млрд юаней. Процедура открытия компании в FTZ происходит по принципу одного окна — все регистрационные органы расположены в одном здании. Формальности занимают около 2,5 месяцев — затягивание сроков связано с отсеиванием фирм-однодневок, создающихся под одну-две сделки. Месяц требуется для получения лицензии для импорта-экспорта. Несмотря на то что весь документооборот (в том числе и налоговый) электронный, приходится заполнять увесистую пачку бумаг, которые затем сканируются. Пока зона ориентирована на внутренний рынок и импортно-экспортные операции, поэтому общаться с официальными лицами приходится на шанхайском диалекте. А это испытание не только для иностранца, но и для любого китайца, приехавшего из другой провинции… Численность постоянно проживающих и официально зарегистрированных жителей Шанхая превысила в марте 24,38 млн человек. За год население выросло на 370 тыс человек. Более 10 млн от этой цифры — трудовые мигранты. ВВП города за 2013 г. увеличился на 7,7% и составил 2,16 трлн юаней. По оценкам журнала Economist, Шанхай в минувшем году обогнал Нью-Йорк по стоимости проживания. Он занимает 21-е место из 131. В течение пяти лет Шанхай был на 45-м месте. Шеньчжень — второй по дороговизне город Поднебесной (39-е место). Первым в списке стал Сингапур, обогнав Токио. Каждый город оценивается по более чем 160 пунктам. Причины повышения стоимости жизни в Азии — высокая инфляция и укрепление национальных валют. Из-за перенаселения и многочисленных закономерных конфликтов, в Шанхае с 1 марта запретили использование приложений для заказа такси в час пик. С 7 ч 30 мин до 9 ч 30 мин и с 16 ч 30 мин до 18 ч 30 мин все приложения (а их множество) выключают свои сервисы. В случае, если таксист проедет мимо голосующего, его оштрафуют на 200 юаней и отзовут лицензию на 15 дней. В Пекине такого запрета нет. И масла в огонь подливает противостояние двух приложений — Didi и Kuaidi. Первое принадлежит компании Tencent, которая в конце марта провела беспрецедентную акцию. В случае заказа такси через их приложение и оплаты с помощью платежной системы, встроенной в Wechat (самое популярное в Китае приложение для общения с аудиторией свыше 600 млн аккаунтов), пользователь получал скидку в 12 юаней. Через пару часов IT-гигант Alibaba предложил пользователям своего Kuaidi субсидию на 1 юань больше — в 13 юаней. Так что заполучить в столице такси в час пик даже с помощью мобильных приложений в последнее время становится нетривиальной задачей. Вместо того чтобы продаться гиганту вроде Facebook, как поступили владельцы WhatsApp, упомянутый Tencent планирует не просто развиваться, но и откусить у Alibaba кусок пирога онлайновой торговли. В начале марта владельцы Wechat за 1,3 млрд юаней купили 15% магазина JD.com. Последний в июле планирует провести IPO в США на 1,5—2,0 млрд долл. После первичного размещения Tencent передает свои B2C и B2B порталы PaiPai.com и WangGou.com в полное управление JD.com и выкупает еще 5% акций. Кстати, YiXun.com, самый прибыльный из своих сайтов, Tencent оставит себе, отдав JD.com лишь небольшой процент акций. В марте Tencent открыл свою платформу безналичных мобильных платежей малому и среднему бизнесу. Нужно лишь предоставить документы действующей компании и внести залог в 20 тыс. юаней. После этого можно будет совершать покупки, просто сфотографировав QR-код. Размер комиссионных составляет разумные 0,6%. Tencent стремится не только зарабатывать, но и менять взгляд на традиционные процессы. В марте в партнерстве со страховой компанией Taikang Life компания запустила в Wechat новую функцию. Оплачивая 1 юань в месяц, вы получите от страховой компании единовременную выплату в 1000 юаней, если у вас обнаружат рак. После этого любой знакомый из контакт-листа сможет перевести пожертвование. На каждый пожертвованный юань страховая компания добавляет 999 юаней лицам от 18 до 39 лет и 300 юаней лицам от 40 до 49 лет. Лимит страховой выплаты на одного человека установлен в 100 тыс. юаней. Впрочем, Tencent не является революционером в области мобильного страхования. Alibaba и страховщик Allianz в прошлом году продавали «лунные» полисы — идею безусловно талантливых маркетологов. За 20—99 юаней застрахованные получили покрытие от несчастных случаев в день празднования середины осени в размере до 100 тыс. юаней. За плохую погоду, при которой не было бы видно Луны, «пострадавшие» получали от 50 до 188 юаней — в зависимости от облачности. Реалии и мышление китайцев сильно отличаются от европейских. Мне страховаться от «неувиденной» Луны не пришло бы в голову, даже несмотря на то, что живу в Китае уже восьмой год… Для масштабных идей необходимо думать по-иному. И именно из-за непонимания местных реалий и направлений развития многие, даже самые крупные, западные бизнесы в Поднебесной неуспешны. Так, в марте, после 10 лет работы, супермаркеты Tesco (кстати, крупнейшая сеть в Великобритании), были переданы в полное управление China Resources Enterprise. Старый менеджмент отказался от собственной вывески в пользу бренда Vanguard. Помимо введения 72-часового безвизового транзитного пребывания (при наличии авиабилета в третью страну) в крупнейших городах страны, Пекинская комиссия по развитию туризма обещает в 2014 г. начать возмещать местные налоги на все покупки, сделанные во время подобных кратких визитов. В месяц Пекин посещают примерно 7 млн туристов. Приезжайте и вы. Ведь, как говорится, всегда лучше один раз увидеть…